НОВОСТИ
/ КУЛЬТУРА
20.09.2012/
В рамках I Австрийского культурного фестиваля в Сочи, Сочинский литературно-мемориальный музей Н. Островского совместно с Венским музеем и Австрийским культурным форумом Москвы с 19 сентября по 30 октября представляет выставку «Венские художественные плакаты 1900 гг.»
В последней трети XIX века под давлением растущей конкуренции реклама становиться неотъемлемым атрибутом, а плакат – важнейшим рекламным средством того времени. Растущие требования качества приводят к тому, что художники все чаще участвуют в оформлении плакатов, способствуя их невиданному расцвету во Франции, Англии, Германии и Австрии.
Превосходно подобранные произведения из музея города Вены свидетельствуют о важном вкладе, который внесли в это развитие австрийские художники, близкие к Густаву Климту и Венскому Сецессиону. Выбор сознательно пал только на плакаты, посвященные художественным выставкам и культурным мероприятиям, чтобы отразить стилистическое многообразие того времени – от цветочной и геометрической орнаментики югендстиля, новых простых и функциональных структур до зарождающегося экспрессионизма.
Проникновение искусства в повседневную жизнь было одним из требований таких прогрессивных художественных движений в Австрии, как Венский сецессион (1897), Хагенбунд (1900) и Венские мастерские (1903).
Отрицание академизма, присущего «Товариществу художников» при Венском Доме художников, а также стремление реализовать собственный, независимый стиль на выставках художников, пользующихся международным признанием, стали определяющими для создания «Сообщества представителей изобразительного искусства – Австрийского сецессиона», объединившего прогрессивно настроенных художников.
Новое самосознание художников в отношении живописи, архитектуры, скульптуры, а также графики и рекламной графики привело к некому подобию раннего фирменного стиля «согрогаtе identity» в искусстве Сецессиона периода 1900 г.
Требование «сецессионистов» устранить иерархизацию свободного и прикладного искусства нашло отражение в плакатном искусстве.
В плакате они видели возможность донести до широкой публики идеи движения «искусство для всех». Формально открытие плоскостного искусства, которое находилось в тесной взаимосвязи с увлечением художниками японской цветной ксилографией, привело к возникновению специфического языка форм в австрийской графике.
Густав Климт (1862-1918), имя которого стало синонимом венской живописи конца XIX века, создал плакат для первой выставки Сецессиона, состоявшейся в 1898 году в здании Императорско-королевского общества декоративного садоводства.
В Сочинском художественном музее открылась выставка современного искусства Австрии.
Выставка, в которую вошли работы из коллекции концерна Strabag и произведения, предоставленные во временное пользование, демонстрирует два противоположных – и вместе с тем характерных – аспекта современного искусства Австрии: с одной стороны абстрактную и беспредметную живопись старшего и среднего поколения, ставшую, подобно направлению ар информель, «первым мировым языком искусства», доминирующую в европейском искусстве и по сей день, с другой стороны – фигуративные или предметные тенденции в рисунках более молодых художников и представителей нового поколения.
Из многочисленных стилистических вариантов абстрактной австрийской живописи послевоенного периода от лирического, экспрессивного до жестово-действенного были выбраны в первую очередь произведения, которые наиболее явственно отражают освобождение цвета и формы от предметных оков.
Эта живопись, получившая название процессуальной, демонстрирует, прежде всего, методы самого процесса работы над картиной с почти полным отказом от композиции и вовлечением случайного. Она является плодом чистой творческой энергии, что обуславливает её стремление к чрезвычайной крупноформатности.
При этом вовсе не исключается игра с фигуративными, пространственными и атмосферными ассоциациями На выставке будут показаны наиболее успешные австрийские художники, получившие признание за рубежом Ярким контрастом к концепции живописи «искусство ради искусства» (фр. l’art pour l’art) выступает рисунок.
В нём художники вновь почти всецело обращаются к предметному миру здесь и сейчас, который они воспринимают, переживают и интерпретируют субъективно и нетрадиционно Тематический спектр рисунка очень широк: самосозерцание и внутренние переживание, социальные и политические вопросы, мечты и фантазии.
Невозможно не заметить влияние фотографии и фотографического взгляда, а также тенденции к крупноформатной образности. Здесь представлены образцы таких стратегий современного искусства, как аналитическая саморефлексия медиального носителя и выход за его пределы.
В Зале органной и камерной музыки пройдет концерт струнного квартета Хуго Вульфа.
В программе вечера: Ф. Шуберт, струнный квартет c-moll D 703 «Квартетная часть», Э. Ляйтнер, струнный квартет «Метаморфозы о Моцарте KV421», Ф. Мендельсон-Бартольди, струнный квартет е-moll, op. 44Nr2.
– Мы будем рады представить сочинской публике австрийское изобразительное искусство, музыку и хореографическое искусство, прежде всего, потому что он является местом проведения Олимпийских Игр 2014. Для
нас Сочи – это не только будущая Олимпийская столица, где подготовка идет полным ходом, а скорее культурный город, проявляющий огромный интерес к культурным событиям. Мы будем очень рады представить свой фестиваль в этом городе. Культурное взаимодействие
всегда вызов, это увлекательно. Надеемся, таким станет и нашего взаимодействие в рамках Фестиваля в Сочи, – отмечено в официальном пресс-релизе организаторов фестиваля.
Источник: РИА ParkInfo